ПЕРИФЕРИЯ

журнал под редакцией
СЕРГЕЯ ТАШЕВСКОГО

RUSSIANPOEMS.RU

ПАМЯТЬ И ЛИЧНОСТЬ
В защиту исторического самосознания

TEXT +   TEXT -           


    
    
    1.
    
    Современному политическому индивидууму кажется, что мир стремительно меняется, отсекая его от прошлого. Он и самого себя представляет своего рода информационным множеством, сложным образом коррелирующим с миллионами подобных множеств. Способы этой взаимосвязи, взаимоотношений становятся объектом постмодернистского социального анализа и смыкающихся с ним психологических тренингов, теорий личностной мотивации и моделей менеджмента.
    Движение во времени подобного шара мыслеформ, раскатывающего как тесто новые и новые информационные потоки, чтобы без перерыва печь слоеные пирожки рыночной экономики и рыночного общества, обладает одним существенным свойством. Оно не только не имеет извне положенной цели, но и полностью лишено самостоятельного бытия, оставаясь продуктом постоянно меняющейся системы отношений, тенденций и условий.
    В принципе это очень удобная для управления модель. Устанавливая способы взаимосвязи, она снимает основания для сопротивления. Отменяет саму возможность ценностного нонконформизма, переводя любое обсуждение в плоскость цены вопроса. И действительно, если бюджет Apple превосходит сегодня национальный бюджет Перу, то недалёк тот час, о котором предупреждали марксисты ещё в середине прошлого века: корпорационная идентичность сменит национальную и гражданскую. Не надо обольщаться, этот процесс уже идёт, идёт достаточно разрушительно для государств и национальных культур. Вместе с ним и в нём привычные личные и общественные ценности теряют значение, уступая место механистическим правилам поведения, навязанным корпоративной этикой.
    Современные крупные международные корпорации – своего рода пространственно-временные континуумы, каждый элемент которых связан с ближайшими элементами неотменяемыми и заранее промысленными системами взаимной зависимости, причём зависимости разной степени упругости. Получаются своего рода тенета, - сеть, которая набрасывается на эпоху и территорию. Колебание в каждой точке этой сети передается всем остальным точкам, - различается лишь интенсивность. Но самое любопытное, что в условиях глобальной экономики и глобальной социализации сами корпорации становятся узлами теперь уже универсальной сети-паутины, где любая новая информация, безотносительно к её ценности и достоверности, приводит остальной мир в движение. Отсюда потрясавшие воображение скромного обывателя конца ХХ века системные исследования, находившие связь между ритмом перестука женских каблучков по токийскому асфальту и котировкой акций на мировых биржах, причём не только в Токио, но и в Лондоне, и в Нью-Йорке…
    …В таких обстоятельствах, в соответствии с подобными заданными условиями человеческая личность становится ненужной, опасной и вредной. Нагруженная культурными аллюзиями, исторической памятью, наследием предков, классическим образованием и, самое существенное, свободно осознанными ценностями, она больше всего угрожает стабильности и устойчивости больших социальных сетей, испытывает их на разрыв. Напротив, лишенный исторической памяти, проживающий свою атомарную жизнь, вне большой семьи, домашних устоев, иррациональных пристрастий, религиозных убеждений и мистического опыта, зато наделенный всеми «правами человека» индивид – самый надежный узел этой информационной и поминутно овеществляющейся паутины, который легко жертвует для неё родиной, языком и бытовыми привычками. Именно его желания (оторванные от религии) и отношения (лишенные жертвенной любви) сообщают упругость всей системе, приводят её в движение. Причём ценность человека мыслится здесь именно с точки зрения соответствия положению в сети, возрастая от социального поведения, которое можно описать более или менее простыми математическими функциями – ко всё более сложным, непосредственно коррелирующим с максимальным числом выражений переменным. В этом контексте не случаен расцвет психологии и антропологии, часто самого примитивного свойства, в англосаксонских университетах и исследовательских центрах. Бесчисленные и мало кому полезные полумифические работы, изучающие влияние весёлого нрава в 30 лет на состояние здоровья и уровень жизни в 60 (разумеется, отрицательное), размышляющие о вреде алкоголя, курения, жирной и острой пищи, наркотиков, свободной любви и частых поездок в командировки в связи с перспективами рака лёгких и болезни Альцгеймера, по существу решают одну единственную задачу. Они призваны ограничить всякого homo sapiens его рождением и смертью, утвердить в индивидуальной атомарности, лишить нематериальной перспективы. Совсем недавно я обнаружил на нескольких околонаучных порталах очередную заметку такого рода - об удивительно показательном с точки зрения современных тенденций исследовании в области медицины и музыки. Оказалось, что профессиональные занятия музыкой, и даже попросту частое домашнее музицирование способно избавить нас от старческого маразма. Рыдайте от счастья, Людвиг Ван Бетховен и Вольфганг Амадей Моцарт, ликуйте, Джим Морисон и Роберт Фрипп, а также бледные девицы, просиживающие часы за фортепиано или гитарой, - современные ученые нашли достойный плод священного безумия. В старости, - если вы, мистер Фрипп (остальные как-то покинули нас в разные времена) дотянете до глубокой старости, - дай Вам Бог всяческого здоровья, - вам не придётся лихорадочно вспоминать, куда вы запрятали ваши любимые очки и вашу ежедневную лекарственную дозу. Вы высвистите новую минималистическую пьеску и найдёте всё, что вам нужно, с первого раза.
    
    2.
    
    На самом деле, если думать в этом контексте о горизонтах нашего ближайшего будущего, перспектива выглядит очень и очень печально. Не случайно некоторые философы и многие аналитики, особенно с естественнонаучным образованием, уже пропели отходную по человеку. Он бесперспективен, смертен, в космосе не выживает, к тому же агрессивен, плохо обучаем и непредсказуем. Другое дело электронные гаджеты. Пока они только игрушки, но вот-вот станут полезными узлами глобальной сети, легко заменят «в паутине» странное и неразворотливое биологическое создание, использование которого сопряжено со множеством рисков.
    На самом деле, существует такая тенденция. И, если бы речь шла о некоем отчужденном от личностного выбора процессе, она казалась бы определяющей. Можно было бы с математической точностью показать, что человек уступает своё место на земле механическому порождению собственных рук и ума, автоматизированным работникам и офисным служащим с минимумом плоти и максимумом информационной начинки…
    Однако личностный выбор существует. В той или иной, пусть даже смягченной и закамуфлированной форме, он присутствует в каждой личной судьбе. Множество обстоятельств способны вырвать отдельную жизненную историю из паутины. Тут и гормональный взрыв переходного возраста, и мысль о собственной смерти, и любовь к ближнему, и потрясения, испытания, которые выпадают на долю каждого. Нужна вся сила сети, вся её антихристова (не будем скрывать очевидного) мощь и слаженность, чтобы заболтать, залить сиропом мнимого интеллектуализма, холостого мышления на несущественные (от слова «существовать, быть») сюжеты, разодрать на миллионы мелких интересов, желаний, страстишек и соблазнов фундаментальную человеческую проблематику. В начале ХХ века английский писатель Р.Олдингтон обмолвился, что в шестнадцать лет человек формулирует для себя те две-три оригинальных идеи, которые потом определяют всю его жизнь. Функция сети – заставить со временем эти идеи забыть. Задача личности – запомнить. Причём сохранить не только и не столько те или иные мысли и ориентиры, но прежде всего атмосферу горячечного поиска истины, в которой они были выработаны. Ещё раньше, в XIX столетии, примерно о том же, но на языке своей эпохи, говорил замечательный русский историк В.О.Ключевский: «У каждого поколения есть идеалы. У меня они могут быть свои, у вас – свои. Но горе тем, у кого этих идеалов не существует».
    
    3.
    
    Против атомарности и кругового отчуждения индивидуального без-бытия есть одна единственная, но мощнейшая прививка – историческая память. Познавая прошлое, мы умножаем свой частный опыт отдельного и отделённого человека на универсальный опыт человечества, урок предшествующих поколений. Так мы научаемся жить в присутствии истины, в присутствии ценности и смысла. Сеть, паутина желает заставить нас учитывать только настоящее и вероятное будущее. Нет ничего более разрушительного для неё, чем прошлое, особенно тогда, когда оно получает личностное переосмысление. Именно это переосмысление даёт иную эсхатологическую перспективу, позволяет видеть не антиутопию с киборгами, а «новое небо» и «новую землю».
    Что же особенного мы находим в прошлом? Прежде всего, тщету «современных тенденций». Когда-то советская поэтесса Ирина Снегова писала в простых, немного риторических, но очень точных стихах: «История нечасто блещет верностью, у времени всегда свои любимчики, оно на редкость щедро к фаворитам, но время – день, года уже забывчивы, а век – смотри – всё напрочь перешито». Сколько раз людям казалось, что та или иная ситуация – навеки, действуют непреложные законы и неодолимые правила, и идти против рожна бессмысленно. Они рыдали ночами и боялись рожать детей. А поглядишь – новый ветер, случайная музыкальная фраза, два-три определенных выбора двух-трёх людей, и ситуация меняется до неузнаваемости; былые законы тают, как утренний туман. Вот они уже не тенденции даже, а чей-то блеф и произвол…
    К тому же история (хоть это на современный вкус и слишком просто) полна высоких образцов, и – среди них – рассказов о людях, судьба которых имела смысл. Это присутствие смысла, красоты, самопожертвования служит своего рода камертоном для частной и отдельной жизни, настраивает, вдохновляет, поддерживает, бередит души и не даёт сосредоточиться на сиюминутном в обществе спектакля, где никто не помнит реплик, произнесенных мгновение тому назад. Таким образом, к человеку возвращается его человеческое бытие, духовная перспектива, присутствие и причастие (перед лицом смерти и бессмертия, жертвы и истины). Так причастность приходит на смену отчуждению, и вместо цифры является Слово.
    Удивительно, но современному человеку иногда достаточно просто знать, что существует извне положенная ценность, истина, ради которой можно идти на жертву, любовь, которая заставляет забыть себя, - чтобы перестать быть благонадежным для сети. Он способен тысячи раз заблуждаться, вести сомнительный образ жизни, совершать преступления и роковые ошибки, губить и гибнуть, - но это всё будет происходить в бытии, в духе и в свободе, а не в системе цифровых кодов и формализованных взаимосвязей.
    
    4.
    
    Для современной России ориентация на историческое самосознание решает всё, или почти всё. Мышление в системе «настоящее-будущее», рыночное общество-технологии-права обрекает нашу страну не только на вторые или третьи роли, но прежде всего на исчезновение. И речь в данном случае не идёт о распаде и демографическом коллапсе (эти страшилки уже не пугают). Но в том случае, если мы лишимся исторической памяти, утопим своё во всеобщем , нашу культуру, наш язык, наш творческий потенциал, наше государство и территорию, в конце концов нас самих и наших детей попросту растащат по корпоративным узлам глобальной сети…
    
    5.
    
    …Думая над кругом вопросов, которые породили этот текст, я всегда удивлялся, насколько технически сложно устроена паутина, сколько там формул, переменных, множеств, анализа, синтеза, кибернетики и биологии, и как технически прост отказ от неё. Выбор за
    каждым
    человеком,

    явившимся в этот мир с другими ближними ему людьми, его современниками, предками и потомками, и проходящим сквозь своё время, - по слову замечательного русского философа и богослова Е.А.Авдеенко, - в одном месте с ними,
     неслиянно,
     но и нераздельно.

    
    
    
    Андрей Полонский, 2011.
    
    Москва.
    

 Опубликовано : 09 Сентябрь 2011 | Просмотров : 7488

Последние комментарии - 198
Страниц : 1 2 3 4 5 » #
Geraldine | anon 8:51, you could
10 Май 2016 10:04
anon 8:51, you could be right, it could be a whole psycho ward of wiungnts rather than a lone wack job. I'd love to see the ISP numbers on each post, though.
Justis | I disagree Anon 3:32
11 Май 2016 13:15
I disagree Anon 3:32 pm. It was not a rant, it was firm, cogent talk that had me rooted to the spot, and feeling angry at how we have been deceived for so long. To be efvfetiec, against Islam here, you have to be resolute and hard, there is no question of being polite to them.
Kaydi | , “that’
13 Май 2016 02:32
, “that’s an unusual name for your wife. What does it mean?”. The old Indian answered, “it an old Indian name. It mean na#,,agnnag,nag,nag&g8221;Keep smilingHammer ****://gupcfe.com mrijszck [link=****://rzvxyu.com]rzvxyu[/link]
Phyllissom | xsk54dwz
25 Январь 2017 15:22
wh0cd876398 tadacip online singulair buying valtrex price of doxycycline cialis cipro antibiotic doxycycline hyclate 100 mg capsules buy retin a gel effexor generic albuterol
DorothyWem | 1wbqhdcy
30 Январь 2017 13:59
wh0cd812492 amitriptyline 10mg seroquel cost stromectol trazodone 300 mg augmentin
DorothyWem | c6yd2mog
08 Февраль 2017 10:02
wh0cd7169 cymbalta buy ampicillin Order Erythromycin buying vermox online viagra pris generic crestor
DorothyWem | 794gfapb
10 Февраль 2017 09:11
wh0cd631067 Buy Provera nizoral levaquin 750mg
DorothyWem | 2e9hcn2l
16 Февраль 2017 04:33
wh0cd809947 levitra online
Eugenegonse | 2nczltnt
05 Март 2017 17:35
wh0cd270395 inderal
AaronImmax | 1x5fl27i
06 Март 2017 05:27
wh0cd142541 web site
Страниц : 1 2 3 4 5 » #
Добавить комментарий
Ваше имя (1 слово, без пробелов) :
Заголовок :

Я надеюсь, что вы не робот и сможете ввести
буквы и цифры, которые нарисованны на картинке справа.

Русские вилы Конкурс экспромтов Пути Никола Тесла Календарь Звуковые фаилы Книги Американская мафия Галерея Юлии Кочуриной КПК для пишущих
џндекс.Њетрика ЕЖЕ-правда Всемирная литафиша
© 2017 www.danneo.com