ПЕРИФЕРИЯ

журнал под редакцией
СЕРГЕЯ ТАШЕВСКОГО

RUSSIANPOEMS.RU

МОЯ СВОБОДА БЫТЬ РАБОМ

TEXT +   TEXT -           

    


    
    В первые дни Великого поста (которые в этом году приходятся на начало весны) вспомнить о вечном вполне естественно для всех, кто хотя бы немного чувствует и подозревает, что существует нечто более важное, нежели повседневный круговорот житейских забот в социальной игре под условным названием "жизнь". Конечно, зачастую мы делаем это совсем не так, как делали наши предки пару столетий назад. Мы отвечаем вечной тоске по причастности к "чему-то большему" не ясной и емкой молитвой ("Во дни печальные Великого поста / все чаще мне она приходит на уста..."), а - скорее - мучительными размышлениями о месте человека между Землей и Небом, о его участи, и - о самой религии. Увы, в нашу эпоху ритуалы, которые для предыдущих поколений создавали пространство причастности вечным, вне-временным основаниям человеческой жизни, для многих утратили силу и глубину. Чтобы объяснить это, мы часто говорим о сомнениях, явившихся с новыми идеями и идеалогиями, о вовлеченности человека в круговорот потребления... Но, возможно, в этом (как и во многом другом, согласно теории Людвига Витгенштейна) всего лишь отражаются проблемы нашего языка. Языка как инструмента не просто коммуникации, но - познания. И действительно, даже на бытовом уровне кажется почти невозможным с одинаковой легкостью перемещаться в стихиях церковно-славянского, научного, "интернет"-языка, жаргонизмов, кафкианском стиле официальных бумаг, поэтике обэриутов, в тысячах иных измерений языковой действительности. А в нынешнем мире они тесно переплетены, и каждая из этих областей требует нашего понимания, нашей вовлеченности. Молчание, тишина (в Витгенштейновском понимании "знающего молчания" - “О чем невозможно говорить, о том следует молчать”) кажется невозможной среди этого разноречивого хора. И все-таки искренняя попытка вернуться к одному, ясному и внятному языку, предпринимаемая почти отчаянно (и, с житейской точки зрения, заранее обреченная на неудачу) - единственный путь в нынешних обстоятельствах осознанно обрести "знающее молчание", о котором (кстати, тоже столь по-разному!) говорили и Витгенштейн, и Пушкин, и святые православной церкви, и восточные учителя. Наверное, именно так - в качестве попытки обретения языка, "на котором можно молчать" - и следует рассматривать предлагаемый ниже текст, не обращая внимания на категоричность некоторых фраз или поспешность иных умозаключений. Это не трактат, а документ времени, портрет, изображающий современного человека, тоскующего о "знающем молчании". С этого текста "Периферия" открывает новую рубрику, названную условно "Документы XXI".
    С.Т.

    
    
    Яна ЮЗВАК
    
    

МОЯ СВОБОДА БЫТЬ РАБОМ


    


    
    Цивилизованный мир активно проповедует открытость и толерантность, позволяя современному человеку «брать от жизни всё». Порой без разбору. Утром он занимается хатха-йогой и медитирует. В течение дня «питается в благости», следуя рекомендациям Аюрведы. В метро обязательно прочитает гороскоп назавтра. При оказии заскочит в храм «поставить свечку» за здоровье родных. У него есть абонемент в фитнес-клуб, где он возделывает своё тело, подобно античным атлетам. А дома у него полный фэн-шуй!
    Чем объяснить столь широкую популярность Востока на Западе? Насколько полезен человеку такой метафизический коктейль? Как не заблудиться в заповедном лесу, где легко уживаются танцующий Шива и угрюмый Сократ, деятельный эпикуреец и неподвижный аскет, далёкие экзотические боги и свои собственные, почти что ручные демоны? Надёжна ли такая система координат? Попытаемся в этом разобраться.

    
    
    Карма против…
    
    Индусы, в отличие от христиан отрицающие Божий промысел и чудо, настаивают на кармических связях между людьми и событиями, которые происходят с человеком. По мнению ведических патриархов, в течение жизни мы отрабатываем одни и те же уроки до тех пор, пока не сдадим экзамен на «отлично», чтобы перейти к следующим дисциплинам и в конце концов вырваться из сансары – кармического круга перерождений, полном страданий. Но не тут-то было! Вполне возможно, вашей нынешней жизни может не хватить для того, чтобы искупить кармические ошибки, и тогда «хвосты» с математической точностью переносятся в следующее воплощение. Вы можете немного передохнуть, пока ваша душа подыскивает себе подходящее для этих целей тело, но надеяться на дармовые бонусы свыше, вроде нашей манны небесной, не стóит. Впрочем, как и тревожиться по этому поводу. Если ты родился плотником, чего тебе до царских одежд? Стругай себе осину и радуйся, что ты не мусорщик. Если твой осиновый стол когда-нибудь приглянется правителю, и тебя пригласят ко двору краснодеревщиком, и ты будешь есть пищу из золотых блюд, пить вино из серебряного кубка и спать с прелестными женщинами из царского гарема, – не обольщайся дружок, ты тут совершенно ни при чём, это заслуги твоей души из предыдущих эманаций. Видимо, когда-то, будучи в теле свиньи, ты по чистой случайности не съел пару лишних желудей, в которых жили 2 упитанных червячка – в прошлом твои родители. Сей благоразумный факт мироздание сочло достаточным, чтобы не держать тебя до скончания века в голодных шудрах, а сделать так, чтобы ты для начала был хотя бы шудром сытым. «Хорошую религию придумали индусы», – пел Владимир Семёнович Высоцкий ещё до моего рождения. Он же в «Балладе о детстве» спел: «Не всё то, что сверху, от Бога». И хотя индуизм признаёт изначально заложенное в человеке стремление к свободе, он всё равно являет собой удобную эволюционистскую религию, созданную для утешения людей, признавших своё плачевное положение, но ничего не делающих для того, чтобы его исправить. Карма, одним словом, и ничего тут не попишешь. Пока ты достигнешь мокши (mokṣa, «освобождение» из круговорота рождений и смертей), пройдёт не одна тысяча лет. Есть, разумеется, и свои исключения из правил, но их мы знаем поимённо: царь из племени шакья Будда Гаутама, бедный брахман Рамакришна, поэт, философ и повстанец Шри Ауробиндо… Их путь к просветлению, скажет вам любой индийский теолог, начался за сотни жизней до этих воплощений. Христианство же, напротив, – революционная религия для свободных людей или тех, кто хочет быть свободным здесь и сейчас. Ты можешь стать царём, родившись в семье обыкновенного плотника. И если индуизм отвечает на вопрос почему?, то христианское мировоззрение ставит перед человеком более важную задачу: понять, зачем всё это нужно и ради чего?
    Стороннему наблюдателю может показаться, что индуистские боги разговаривают исключительно с телом человека, – недаром Аюрведа, традиционная система индийской медицины, и хатха-йога сейчас столь популярны в западном, цивилизованном обществе. Человеческая душа в индийской традиции подобна ладно сконструированной алхимической реторте: если в одном из её сосудов прибавляется, то содержимое другой ёмкости уменьшается в объёме. Иначе и быть не может. Это физический закон, математика. Поэтому Бог в индийской традиции – величина количественная, а не качественная. Там, где много Бога, главенствует добро. Где Его мало – зло. Бога можно даже взять по модулю, потому что он для индуса ни плохой, ни хороший. Он просто есть.
    Христианский Бог – после тысячелетий ветхозаветных предписаний и строгих социально установленных правил – беседует с душой человека. Последняя представляет собой постоянно пополняющийся сосуд. Ты можешь истязать своё тело постом и веригами, но если твоё сердце пребывает в непрестанном диалоге с Господом, если душа сораспинается с Христом, а сердце купается в молитве, дни твои да будут благословенны до самой смерти. Ты настолько свободен, что даже имеешь полное право в течение жизни губить свою душу самыми извращёнными способами, истощать её страшнейшими из смертных грехов. Но если станется так, что в один прекрасный день ты искренне пожалеешь об этом и раскаешься, будь уверен, в тот самый момент Господь уже тебя простил, и Его милость безгранична (качество!).
    Примечательна история Святого Варвара – убийцы, разбойника, вора и насильника, – который раскаялся, стал жить в лесу как жвачное животное (без одежд и обуви), питаясь подножным кормом, и был убит во время молитвы охотниками, принявших заросшего человека за медведя... В христианской традиции смерть приближает человека к Богу, всякий грех искупаем, а любую ошибку можно исправить. «Иди и больше не греши!» – говорит Господь женщине, которую толпа обвиняет в прелюбодеянии и готова побивать камнями. Вы вдвойне виновны, – говорит им Иисус, – потому что осуждаете.
    Христианство даёт человеку возможность переродиться в течение этой – единственной – жизни. Быть причастным к Творцу если не всё время, то многажды – раз от разу позволяя Ему всё глубже и глубже проникать в ваше сердце. Однако когда перерождение происходит раз и навсегда, это означает, что произошло преображение, замена старого человека новым, – и Божья благодать стала основной составляющей вашего существа, позволив вам быть абсолютно свободным. Вы получаете возможность владеть царственным посохом, не прибегая к уловкам раба. «Иисус Назарейский, Царь иудеев» – в это поверили даже солдаты, распинавшие Христа!
    Старый, иерархичный мир вынужден признать значение революции (в данном случае духовной), коль скоро реформы (рекомендации, правила, предписания) оказываются бесплодными, как смоковница. Это прыжок из круга, по которому ходили клеймённые древнеримские невольники, налегая на жернова хозяйской мельницы. К чёрту сансару! После того, как Иисус вывел Адама из ада, он поставил человека в точку пересечения осей, составляющих крест, в самый центр системы мироздания. Отныне именно человек, а не Небесное воинство, становился мерилом Божьего величия, независимо от времени и места своего рождения. Не он подвластен обстоятельствам, а наоборот. Из инфантильного создания, вынужденного под страхом изгнания неукоснительно соблюдать родительский устав, он превратился в желанного собеседника, возлюбленного брата, избранного гостя на пиру, – максимально приближенного к своему Создателю, ставшего Его неотъемлемой частью, со-трудником, а не слугой или беглым рабом.
    Христианство призвано было явить миру человека необусловленного, показать живое существо, обладающее безграничным набором качеств. Человека в его цветении, на высшем пике возможностей – от обычного умения говорить, смеяться и рыдать до дара миловать и прощать, свойственного небожителям. Выпестовать человека цельного, «аки зерно без тли» – не мечущегося между разными богами в поисках удовлетворения различных нужд, а твёрдо знающего, что «Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене»; что Истина не находится где-то рядом, а «Царствие Божие внутрь вас есть». Одного этого памятования было бы достаточно для брани с внутренним врагом. Но мы не можем без войн внешних. Нам необходимо, чтобы нашу силу признали сторонние наблюдатели, чтобы наша личная правота стала общественным достоянием. Даже если нам снова придётся стать рабами (опуститься до состояния зверя или придворного шута) и выпрашивать у зевающей публики внимание.
    Так, в результате особо жестоких судебных процессов, которые устраивала Святая Инквизиция, человек, транслирующий в пространство все признаки дикого животного, снова отдалился от Бога, и антропоцентричные идеи гуманизма, сложившиеся в эпоху Возрождения, как бы переместили его из центра мироздания, во главу. Голова победила сердце. «Лев <пожрал> своих детей». Образ рассыпался на тьму тьмущую своих подобий, с дьявольской скрупулёзностью запечатленных Иеронимом Босхом в его работах, показывающих нам человека того времени изнутри. Разъятое на куски творение, которое тоскует по любви к Богу, но, тем не менее, возносит свои молитвы без всякой надежды на ответ. Творение испуганное и впоследствии наказанное забвением за забвение. Потому что не может часть отрицать целое. Это противоречит законам природы. Не смеет малое одолеть великое. Не должно живое существо, преследуя даже самые высокие цели, уничтожать себе подобных без риска потерять собственную душу, а значит, и связь с Богом. Монументальная архитектура Ренессанса – своего рода попытка сократить дистанцию между человеком сомневающимся, который остался один на один с безликим ледяным космосом, объятого ужасом в отсутствие далёких античных богов, и личностным Богом, замученным в сырых казематах и пыточных камерах, сожжённого на кострах – с рыжими волосами и зелёными глазами, с родинками на теле или просто слишком красивым и чересчур смелым, а главное, свободолюбивым. Богом, который живёт внутри каждого человека, пришедшего на землю.
    
    
    Усечённая пирамида
    
    Насилие, унижение и шантаж делают из человека легко управляемого раба. Туда не ходи, сюда ходи. Снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь. Раб постепенно разучается сначала думать и прислушивается к ощущениям в собственном теле. Нет-нет, беспокойство пока ещё не оставило его окончательно: его мучают бессонницы, сердцебиение и клиническая депрессия. Такой человек ещё помнит о том, что существуют понятия «предназначение» и «самоактуализация личности», «красота» и «гармония», «высшие потребности», но он уже забыл, для чего всё это нужно. Чтобы окончательно унять экзистенциальную тоску, достаточно удовлетворить естественные нужды: 1) потребность в еде и питье; 2) в сексе (при удачном стечении обстоятельств удовлетворяются потребности в любви и продолжении рода) и 3) причастность – стремление к общению с себе подобными. Это фундамент знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу. Основательно заложенный, он гарантирует человеку стабильность, уверенность в завтрашнем дне и обеспеченную старость. На нём строятся все цивилизованные общества с максимальным набором регулируемых свобод. Словосочетание «управляемые свободы» носит, пожалуй, чересчур категоричный характер, а потому столь непопулярно в устах современных правителей. Оно намекает на излишнюю иерархичность в обществе, отсылая вроде как совершенно правоспособного гражданина в тёмные времена кланов и племён с их междоусобными войнами за место под солнцем и главенство в стае. Чтобы реализовать свои потребности на более высоких уровнях пирамиды, где находятся желания познавать мир, быть признанным, рисковать и преодолевать, приходится идти на сделку с собственной совестью. Хочешь адреналина – убейся, но заработай на прыжки с парашюта или ищи спонсоров для экспедиции в африканскую саванну. Не можешь – завидуй молча и копайся летом на грядке. Только при этом не забудь исправно платить налог на землю. Страстно желаешь выделиться из толпы? Надень костюм Чиполино и заявись в паспортный стол – посмотрим, кто заплачет первым. Ты журналист? Без проблем! Попадай в формат издания и выполняй требования заказчика. А как иначе? Это же элементарная логика. Так было всегда. Зачем тебе буря в стакане?
    И тут на помощь перенаселённой и пресыщенной материальными благами западной цивилизации приходят индийские мудрецы, которые на всём протяжении существования человечества предупреждали: желания приносят человеку сплошные страдания. «Не смотри на восседающего на троне правителя – и не ослепнешь от сияния его одежд». Что тебе проку от африканской саванны? Занимайся тем, что хорошо умеешь, повторяй убаюкивающие мантры на загадочном древнем языке и дыши глубже. Нирвана на санскрите означает «прекращение», «угасание» всех земных желаний. По сути, это хирургический нож для пациента, который хочет всего и сразу. Расслабься, болезный, – ведь впереди ещё тысяча жизней. Умерь свой голод, оглоед, – хлебов на всех не хватит. Рыбы и вина – тем более. Так что пробуждай кундалини на Гоа, практикуй молчание, downshifting и ничегонеделание – оставь в покое наши города с их веером возможностей для более сильных представителей homo sapiens, которые умеют воплощать собственные мечты в чужой реальности, пусть даже она виртуальна. Освободи наши улицы – и освободишься сам! Античеловеческая по своей сути концепция «золотого миллиарда» подменяет, например, потребность в познании уже готовыми шаблонами – рекламой, рейтингами, демотиваторами, топами, краткостью советов и цитат, строго указывающих направление мыслительной деятельности, развивающих как физическую, так и психологическую близорукость. Похоже, это и есть граница ваших чаяний. Ваш предел. Рамки, в которые необходимо ужаться, чтобы не оказаться на отшибе и остаться в живых. Та самая уютная «синица в руках», которая даже по задумке природы селится в дуплах и пустотах деревьев, поближе к жилью человека, в отличие от перелётного журавля с размахом крыльев до 2,5 метров.
    Вырвав из общего контекста несколько броских, подходящих ситуации фраз, едва ли кто обмолвился, для чего, собственно, была нужна йога или любая другая духовная практика, используемая индийскими аскетами. Уж явно не для красоты тела и блистательной эрудиции. В поисках Истины восточным монахам приходилось десятилетиями сидеть в медитации – в неудобных, неподвижных позах, фактически без еды и питья. Дабы не убить в себе телесную природу, они разработали комплекс энергосберегающих физических и дыхательных упражнений, призванных продлить срок их жизни. Ведь они так надеялись достичь просветления именно в этом теле! Духовный пыл искателя правды не идёт ни в какое сравнение с эгоцентричной погоней современного человека за позитивом с голливудским оскалом. Право слово, нет ничего смешного в том, что ты просто-напросто проигнорируешь слёзы и боль другого человека в попытке лишний раз улыбнуться самому. Практики молчания, отречения, безбрачия, непривязанности к объекту любви, непринятия подарков, – тоже являлись способами постижения законов высшего порядка, а не самоцелью. Тело было нужно для того, чтобы в нём жила душа с её изначально заложенной потребностью прилепиться к Существу, её сотворившему. Повторение мантр должно было утихомирить разум, остановить убийственную лавину мыслей. А ты у верен, что в твоей беспокойной голове живут твои мысли? Не заимствованные, не подслушанные, не навязанные?.. Сколько таких у тебя? А ну-ка подсчитай! И только в тот момент, когда человек становился абсолютно пуст, как высохший бамбук, не будучи способным ответить на вопрос, каковы уникальные составляющие его личности, его посещал Бог: Бхагаван, Ишвара, Брахман, Вишну, Шива, Кришна, – в разных направлениях индуизма имена Творца различаются. «Стань пуст, как бамбук», чтобы Верховидец заполнил твою сердцевину. Стань (временно) высохшим полым растением, а не будь им (до скончания лет). Будда буквально означает «пробудившийся», «просветленный». Твоя цель не покой, сон, нормальный пульс, богатство и окна, выходящие на правильные стороны света (китайский фэн-шуй). Твоя цель – ни много, ни мало – сам Господь и Свет, исходящий от Него. Если задуматься, то в самом слове «бог» уже достаточно поводов и средств к существованию.
    
    
    Присутствие
    
    Ни одна из мировых религий не призывает человека успокоиться. Это делают психотерапевты. «Бодрствуйте, – говорит евангелист Матфей, – потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт». «Бодрствуйте, – говорит апостол Пётр, – потому что противник ваш диаявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». «Стойте в вере и молитесь». Христианская молитва – это разговор живого человека с Живым Богом. Покой – участь льдов, камней и мёртвых существ. Да и те при детальном рассмотрении подвижны не меньше, чем всё живое на земле. Льды тают и превращаются в облака. Камни рассыпаются в песок. «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38).
    Мало того, ни одно из известных человечеству вероисповеданий не даёт понятия счастья. В этом сильны тоталитарные режимы и секты – зная о высших потребностях человека, они сносят верхушку пирамиды и достраивают недостающие части более или менее естественной конструкции искусственно созданной идеологией.
    Философское определение счастья, намекающее на то, что это состояние полного удовлетворения и завершённости, не выдерживает никакой критики. Как здравомыслящий человек может быть счастлив в мире, полном страдания? «Лучше быть недовольным человеком, чем довольной свиньёй», – говорит Сократ. «Ты замечал, что идиоты всегда улыбаются? – спрашивает герой книги Айн Рэнд “Источник”. – Первое нахмуривание лба у человека – это первое прикосновение Господа. Прикосновение мыслью». В греческом языке слова «счастье» (eudaimonia, эвдемонизм) и «демон» (daimonion) имеют один и тот же корень. Стоит ли уточнять, откуда растут рога? Правильно ли желать человеку счастья и спокойствия? Для одного счастье – это много детей. Для другого спокойствие – это много оружия. Новый Завет говорит о блаженстве и мире в душе человека.
    Так или иначе, в нашей ойкумене счастье – крайне обусловленное явление. Оно разъято на десятки составляющих. Образ, сложенный из множества подобий. Чтобы его достичь, надо знать тысячу секретов и тайн. Оно оккультно (от лат. occultus, «скрытый») по своей природе и герметично. Чтобы взломать драгоценную шкатулку, человек вынужден учиться видеть незримое, наделять смыслом пустоту, созерцать там, где нужно действовать. Он занимается астрологией в надежде на то, что небесные светила укажут ему на его предназначение. Ищет «философский камень», способный претворить ржавый гвоздь в золото. Пытается придумать лекарство от всех болезней. Постепенно он погружается в мир злых духов, невольно заимствуя их свойства. Проваливаясь в чёрную меланхолию, уныние, пограничные состояния психики и тяжёлые хронические депрессии, – сырые подземелья собственной души, перенаселённые червями и мокрицами. Куда не только Шива Многорукий не достанет, само Солнце Правды Христос не смеет войти, потому что Он пришёл на землю спасти людей, а не их лживых демонов различной глубины залегания.
    Надо отдать человеку должное: даже выбрав неверную цель, он пытается осмыслить путь, которым идёт. Это та самая потребность в знании, которая из-за переизбытка последнего порой приводит к разрушительному итогу. Наломав дров и копий, человек сходит с дистанции. Евангелист предупреждает: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13,14). «Широкие врата», «душа нараспашку» запускают в сердце не только правду, но и ложь. На «пространном пути» человек может запросто потерять разум – мало ли мы видим на улицах городских сумасшедших? Сколько «детей мегаполиса» обосновалось в клиниках неврозов и психиатрических диспансерах! По идее, психиатр – это врач, который лечит душу (psychiatrie от греч. ψυχή «душа» и ιατρικός «врачебный»). Но разве можно вылечить душу человека вот так вот, в два счёта, закидав таблетками его тело? Разумеется, нет. В большинстве случаев (мы не будем здесь рассматривать тяжёлые патологии) психиатрия – это скоростной способ избавить человека от его внутреннего ада, чтобы он смог эффективно действовать в социуме или, по крайней мере, был безопасен для него.
    Но, как водится, природа не терпит пустот, и любые манипуляции с человеческой душой могут иметь тяжёлые последствия: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Матф.12:43–45).
    В украинском языке есть замечательное слово для обозначения сумасшедшего человека – божевiльний. Очень милосердное слово, наделяющее существо, напрочь слетевшее с катушек, собственной волей и Божьим попущением (соизволением).
    Путешествуя по Кавказу, я часто слышала выражение: «У него божественная болезнь». В данном случае смысл этой фразы противоположный: душевнобольного человека Бог как раз-таки оставил. А вот вылечить его могут только люди – любящие и небезразличные к его судьбе. Если такой человек потерял себя, будучи одиноким, – его стараются не оставлять наедине со своими мыслями, общаются с ним, всюду берут с собой, тормошат, как дитя. Если он охвачен унынием, не встаёт, всерьёз желает умереть и действительно угасает, «тает на глазах», – рядом с ним на 40 дней устраивают самый настоящий праздник. «Весело ешь свой хлеб и радостно пей вино: дела твои угодны Богу!» – поёт Экклезиаст. Родственники режут петуха, приглашают гостей, танцуют и поют песни, разговаривают с ним, как со здоровым человеком… Проще говоря, не обращают внимания на недуг, уповая на то, что сорная трава, которую не поливают, в конце концов увянет сама и отомрёт за ненадобностью.
    Нет смысла в высокопарных проповедях, «добрых» советах, душеспасительных беседах, – достаточно просто присутствовать рядом с таким человеком, показывая ему, что жизнь самоценна и прекрасна в своей простоте. Настолько ли человеколюбиво население больших городов? Увы и ах – мы с трудом делимся собой и собственным временем. Что и говорить, мы сами одиноки, – так с какой стати нам помогать другим?
    В слове присутствие невероятно красивый корень. Суть, сущность… Ты существуешь, пока находишься с кем-то рядом – когда ты нужен кому-то или сам нуждаешься в ком-то. Кто как ни другой (ближний) может запечатлеть твоё существование на этой земле? Сказать: да, ты жив, и это сущая правда!
    
    
    Сомневайся!
    
    Когда Пандора, поддавшись любопытству, открывает, наконец, заветный ларец, на мир обрушиваются необратимые бедствия и скорби, оставляя человечеству лишь одно – надежду на дне шкатулки. Нам приходится признать своё бессилие перед законами рождения и смерти. Смириться и сделаться малыми, чтобы постичь большое. Стать частью, чтобы узнать целое. Вот оно Державинское «я царь – я раб, я червь – я Бог!» Перестать изобретать эликсир бессмертия и жить. Потому что настоящую ценность имеет жизнь, а не отсутствие смерти.
    Ты можешь сколь угодно долго разгадывать вселенский ребус – и так ничего не найти. Маниакально расщеплять собственное сознание на бесконечные математические множества и самоповторяющиеся красочные фракталы, получая от этого эстетическое удовольствие и покой. Ты вправе соревноваться со всеми имеющимися в наличии богами в сопричастности к творческому акту. В XXI веке тебе уже не отрубят руку за воровство и даже не станут испытывать твою веру огнём и водой. Если хочешь – у тебя будет много имён и ников на разные случаи жизни. Только, знаешь, пусть у тебя остаётся эта самая жизнь – наполненная до краёв, опустошённая до самого дна; разбитая, как старухино корыто, или собранная по частям, будто хрупкий человеческий череп.
    В мире, сотворённом Богом, для человека нет ничего сокрытого. Даже церковные Таинства (Крещения, Причастия, Венчания) в христианской традиции не могут существовать без присутствия этого прямоходящего творения, наделённого даром мыслить, говорить, любить и сострадать, – его живого дыхания и биения сердца. Всё, что создал Господь, было создано для человека. Небесные светила, морские пучины, земля, ветер, времена года, звери и птицы. Так не лучше ли «быть рабом Бога, чем находиться в услужении у человеков»? Стать свободным вместо того, чтобы следовать рукотворным ограничительным схемам, якобы дающим ощущение счастья, но противоречащим одна другой. Разве не интереснее смотреть на водяную кувшинку, чем сидеть в «позе лотоса» посреди душного мегаполиса в ожидании, что на тебя хлынет поток совершенства? А вдруг он снесёт твою башню, сложенную по древней науке фэн-шуй?
    И потом, любознательная Европа до недавнего времени ничего не слышала ни о фэн-шуе, ни об Аюрведе. Если предположить, что скоростной XX век позволил людям перевести все древние трактаты, существовавшие на Востоке, предъявив миру удобоваримый текст, не закралась ли там ошибка перевода? Быть может, это и есть война нового уровня? Война символов, которые принадлежат противостоящим друг другу цивилизациям. Такой вот непрямой захват пресловутого места под солнцем. Недаром путешественник и поэт XVIII века Иоганн Зейме, говорил о сомнении как о критерии веры. Так что «Доверяй, но проверяй», памятуя о том, что за твою душу борются два противоположных мира – света и тьмы, добра и зла, людей низких и благородных. «Сверяй знание с Источником, – советует Антоний Великий. – Истинная мудрость человека в рассуждении».
    
    Февраль 2013 г. В преддверии Великого Поста



 Опубликовано : 18 Март 2013 | Просмотров : 5928

Последние комментарии - 78
Страниц : 1 2 3 4 5 » #
DorothyWem | 1u282ie5
13 Февраль 2017 11:29
wh0cd492734 cialis
DorothyWem | 40xurs5x
23 Февраль 2017 11:04
wh0cd438660 generic artane cost of crestor
DorothyWem | j4oer0mk
28 Февраль 2017 16:56
wh0cd985118 Viagra
Brettsmive | g0cyxa56
21 Март 2017 00:38
wh0cd82332 cialis without prescription
CaseyElime | 3xpcpgib
11 Апрель 2017 00:31
wh0cd468691 viagra at lowest cost
Erickgak | jja2rb1z
20 Май 2017 12:56
wh0cd5836567 viagra at lowest cost
BillyCatte | 7a4r80ph
27 Май 2017 20:10
wh0cd8272289 Generic Abilify Medication
CharlesSmoog | pujth1qd
04 Июнь 2017 11:08
wh0cd250133 amitriptyline online Generic Viagra
CharlesSmoog | p5qad4do
11 Июнь 2017 10:38
wh0cd634057 eurax avodart buy cafergot levitra doxycycline acne
Brettsmive | sares1ko
13 Июнь 2017 12:57
wh0cd1675670 buy anafranil online Proscar Online Cipro Online generic levitra
Страниц : 1 2 3 4 5 » #
Добавить комментарий
Ваше имя (1 слово, без пробелов) :
Заголовок :

Я надеюсь, что вы не робот и сможете ввести
буквы и цифры, которые нарисованны на картинке справа.

Русские вилы Конкурс экспромтов Пути Никола Тесла Календарь Звуковые фаилы Книги Американская мафия Галерея Юлии Кочуриной КПК для пишущих
џндекс.Њетрика ЕЖЕ-правда Всемирная литафиша
© 2018 www.danneo.com