в номер

На главную




МУЗЫКА, ВСЮДУ МУЗЫКА...

 



   В древнем Египте для строительства 

некоторых зданий использовался музыкальный 

кирпич. Таким образом создавались симфонии в 

камне (понятие, пришедшее в современную 

архитектуру с берегов Нила). Чтобы услышать 

постройку из музыкального кирпича, нужно было 

сильно ударить по одному из камней фундамента. К 

сожалению, ни одно из зданий той эпохи не дошло 

до наших дней в полной сохранности, а при 

отсутствии хотя бы одного из кирпичей строение 

при ударе не издает ни звука. Секрет музыкального 

кирпича был утрачен в начале Нашей Эры. 

Согласно же многочисленным легендам, звучание 

построек из него могло продолжаться часами, и 

прекращалось лишь после резких хлопков 

ладонями. Возможно, отсюда берет свое начало 

традиция аплодисментов. 

   

   Известно, что ручьи и водопады Телецкого 

озера и долины Челушмана (Алтай) издают звуки, 

которые сплетаются в сложнейшие мелодии, часто 

повторяющие классические произведения 

композиторов. При этом в репертуар озера входят и 

вполне современные музыкальные опусы, и 

средневековая музыка, и вовсе неузнаваемые 

напевы. Легче всего предположить, что это игра 

воображения слушателя, но несколько человек 

всегда слышат одно и то же. Более мистическое 

предположение - что эта музыка существовала здесь 

всегда (поскольку репертуар того или иного 

водопадика никогда не обновляется, и меняется 

лишь при перемещении слушателя к другому 

источнику). Но тогда придется признать вечной 

музыкой и украинские народные песни, которые 

постоянно раздаются на перекатах при впадении 

реки Башкаус в Челушман. Возможно, где-то 

играется и современная эстрада. Почему бы и нет?

   

   Количество по-настоящему новых мелодии, 

придуманных человечеством, примерно 

эквивалентно количеству новых музыкальных 

инструментов. Вот почему классическая музыка 

обречена.

   

   Антропологические исследования 

доказывают, что слух людей, незнакомых с 

европейской музыкой, гораздо более чуток, и 

воспринимает звуки в большем диапазоне частот. 

Кроме того, он улавливает больше обертонов, - и 

это можно считать наглядным доказательством 

пагубности нотной системы. Впрочем, в какой бы 

системе знаков ни записывали музыку, слух всегда 

теряет смысл.

   

   А, между тем, современные электронные 

инструменты по естественности звучания вполне 

соперничают с подлинными. Таким образом, 

удается заставить звучать мелодию без утраченных 

обертонов - музыкальных кирпичиков, столь 

необходимых египетским строителям. 

Музыкальное творчество многие века идет по пути 

экстраполяции, и потери от этого совершенно не 

ощутимы - но не потому, что малы, а потому, что 

мы не в силах их осознать.

   




TopList UP.RU - Internet catalog